Индустрия информации и знаний. Информационная индустрия: основные понятия Информационная индустрия: основные понятия

«Информационная карта опыта» - 3. Идея изменений. E-mail - обязательно!). 7. Публикации. Кто осуществляет экспертизу? Характеристики ИПО. Часто задаваемые вопросы: Для чего нужна экспертиза? Уточняем адреса Информационной карты. Результат. Сформулируйте тему: 1 группа -1 2 группа -2. Информатизация образовательного процесса Новый статус образовательного учреждения.

«Понятие информационной системы» - Понятие информационных систем. Структура системы. Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель). Тела тяжелее воды тонут. Антарктида покрыта вечным льдом. Разноименные полюса магнита притягиваются, а одноименные – отталкиваются. Высочайшая вершина мира – Эверест. «Мама» - существительное первого склонения.

«Информационные процессы 8 класс» - Основные примеры обработки информации. Внутренняя память. Информационные процессы». Воспириятие информации человеком. Хранение информации. Приемник информации. Виды информационных процессов. Ввести понятие кодирования, шифровки. Канал связи. Обработка информации. Информатика и информационно-коммуникационные технологии.

«Информационно-аналитическая система» - Специалисты службы безопасности имеют следующие возможности: Выгоды от использования продуктов FIRA.RU. Специалисты аналитических отделов имеют следующие возможности: Министерство экономического развития и торговли. Вы можете осуществлять поиск дочерних компаний по номеру ОГРН предприятия учредителя.

«Информационные процессы 7 класс» - Применение компьютера многогранно. Получатель. Носитель информации-материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации. Информационные процессы в обществе. Информационные технологии. Хранение информации. Понятие о процессе. Канал связи. Информационные процессы в технике. Получение информации.

«Информационная система» - Информационно-вычислительная работа – деятельность, связанная с использованием информационных продуктов. Функциональная структура Информационное обеспечение. Организационное обеспечение ИС. Функциональная структура ИС. Информационные потоки. Информационно-вычислительная услуга – разовая информационно-вычислительная работа.

Информационная индустрия

Информационная индустрия

Информационная индустрия - производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия включает (1) производство вычислительной техники и (2) производство информации.

По-английски: Information industry

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационная индустрия" в других словарях:

    Производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия включает производство вычислительной техники и производство информации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    информационная индустрия - Широкомасштабное производство информационных товаров и услуг различного типа на базе новейших ИКТ (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения (контента) сетей). Оно включает две существенно разные части:… … Справочник технического переводчика

    Информационная индустрия/INFORMATION INDUSTRY - широкомасштабное производство информационных товаров и услуг различного типа на базе новейшей техники (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей (контента). Оно включает две существенно разные части:… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

    Индустрия - (Industry) Индустрия это важнейшая отрасль народного хозяйства Индустрия красоты, туризма, развитие строительной, гостиничной, игровой индустрии Содержание >>>>>>>>>>>>>>> Индустрия (In … Энциклопедия инвестора

    Отрасль материального и интеллектуального производства, которая обеспечивает функционирование сетевого информационного пространства. По английски: Internet industry См. также: Информационная экономика Интернет Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Состояние информационная индустрия в условиях глобализации мировой экономики

    Роль информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг.

    Ситуация на рынке ИТТ.

1. Состояние информационная индустрия в условиях глобализации мировой экономики

Стремительное развитие технологий и внедрение новых технологических решений радикально меняет информационный ландшафт страны. В частности, идет сложный процесс разрушения бюрократической, информационно-коммуникационной монополии государства. При этом вместе с появлением новых игроков, в том числе крупных транснациональных, проходит завоевание ниш более мобильными технологичными игроками. Налицо сегментация информационного пространства, как с технологической, так и социально-экономической и политико-идеологической точек зрения. Данный процесс идет несколько вразрез с общей потребностью в консолидации российского национального государства. В то же время в полной мере можно говорить о нарастающем процессе формирования распределенных сетей информационных каналов и средств в РФ, о разгерметизации информационного пространства и его расползании в регионы. Слабость центральной власти только радикализирует данный процесс.

Характеристика современной информационной динамики

Когда мы говорим об информационном пространстве, то речь идет, прежде всего, о трех его основных структурных системообразующих компонентах: о состоянии информационно-коммуникационных каналов и средств – информационно-коммуникационной инфраструктуре; о качестве наполнения – содержательном обеспечении данного пространства и информационных сетей; и обеспечении легитимных прав на использование и потребление информационных ресурсов, обращающихся в данном пространстве.

Предварительная оценка информационной индустрии в РФ позволяет говорить о монополизации информационной сферы политической системой, а вернее, – политической властью. Практически единоличным производителем содержания общественной, публичной информационной сферы сегодня выступают политики и политическая власть.

Информационное поле настолько глубоко иерархизировано, что не трудно вычленять профиль его дискриминации. Нынешняя информационная система так построена, что пропорция и доля публичной информации непомерно ничтожна по сравнению со всем объемом общественной жизни и потенциалом публичной информационной сферы.

При этом, система устроена так, что обеспечивает неравные условия пользования и доступа к информации. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на организацию открытого, публичного доступа к библиотекам РФ. Чем весомее знание, хранимое в библиотеке, тем уже доступ в эту библиотеку и в соответствующее знание, безотносительно отношения данного знания к государственным тайнам и национальной безопасности.

Другой пример, – неравный доступ средств массовой информации к государственно-политической информации. Ведь не секрет, что некоторые каналы и газеты стали «центральнее» по отношению к другим СМИ, в том числе, из того же центра. И дело здесь не столько в квалификации журналистов, сколько в организации публичного информационного потока и информационных кампаний со стороны первоисточников информации. Доступ к информации и ее ценность напрямую зависит от физической, материальной и политико-правовой (идеологической) близости СМИ к ее источнику. При таком положении, неудивительно, что самыми влиятельными телеканалами и газетами оказываются те, которые связаны с так называемыми олигархами и представителями власти, опять таки независимо от информационной и интеллектуальной компетентности данных субъектов.

Интересно, в этом отношении, пронаблюдать цепочку трансляции и ретрансляции публичной информации через существующие информационные каналы. Сначала информация, практически в виде утечки, помещается в очень узкий круг изданий, наделенных определенными полномочиями. Затем данная информация транслируется в эфирных средствах коммуникации (теле- и радиовещании), только после этого информация перетекает во «второразрядные» издания и далее по цепочке воспроизводится в электронных и региональных СМИ. Таким образом, организуются информационные волны и информационные кампании, как целенаправленная обработка общественного мнения. Информационный поток течет от более контролируемых и управляемых средств транспортировки и распространения, к менее подверженным контролю. Приоритетность информации, так назваемые топ-новости, в итоге определяются в стране не «естетственным информационным рыночным отбором» – мозгами самих потребителей, – а предпочтениями информационных стратегий той или иной элитарной группы. Таким образом, изначально нарушается право на информацию и принцип свободы выбора, свободы слова и свободы совести.

С другой стороны, мы имеем реальное ограничение пропускной способности коммуникационных каналов. Появление новых коммуникаторов в виде нового телеканала, новой радиопрограммы или нового издания является очень редким явлением в РФ.

А степень развития информационных сетей и каналов только усиливает описанное положение. Сети СМИ (газет, радио, телепрограмм) в точности повторяют эту пирамиду и институционализирует изначальный неравный доступ к публичной информации в национальном масштабе. Дискриминация относится как к распространению информации из центра к периферии, с верхних слоев информационно-коммуникационной пирамиды на нижние, так и в обратном направлении – к доступу населения центральных административных районов к региональной информации. На этом поле легко организовать контроль и управление настроением народных масс. Пирамида, выстроенная еще в советское время, исправно работает и поныне. К большому сожалению, даже новые электронные каналы Интернета, которые считаются наиболее демократичными в современном мире, попадают в эту ловушку.

В этом смысле, вся дискуссия вокруг народного телевидения и муниципальных телеканалов в условиях бюрократизации производства содержания и слабого инфраструктурного обеспечения, оказывается ничем иным, как попыткой усилить зависимость информационного пространства от дефицита содержания и узости пропускной способности данных каналов. Другой стороной такой политики выступает искусственная информационная инфляция при дефляции научного, рационального и содержательного знания. В то время как в мире наблюдается нарастание информационной перегрузки потребителей, в РФ пока что преобладает искусственно поддерживаемый информационный голод. Информация в СМИ, сегодня, – это больше шоу, чем реальное знание и содержание.

При таком принципе организации информационного пространства самоуправляющиеся общественные инициативы, общественные организации и публичный контроль – пустые звуки. В РФ такие организации не владеют и не определяют ни наполнения информационного пространства, ни его технического оснащения.

Хотя они могли бы задать общественную повестку (как совет НБ РФ задает тон в денежной политике) и обеспечивать развитие коммуникационной инфраструктуры, в том числе и альтернативной, и альтернативного содержания (альтернативой политической власти).

Предмет информационной политики

На самом деле, предметом информационной политики выступает обеспечение условий функционирования и процветания информационно-коммуникационного поля и информационного общества. А проблема информационно-коммуникационного поля – это вопросы эффективности и результативности общественно-полезного знания. Она напрямую зависит от соотношения богатства и качества содержания информационных ресурсов (информационного массива) к пропускной способности общественных, публичных коммуникационных каналов, каналов передачи и распространения знания и информации.

Информационная политика государства охватывает, как минимум, три сферы деятельности:

    Создание и распространение информации. При этом, информационное поле охватывает как общественно-политическую и социальную сферу, так и научно-теоретическое знание, научную, академическую и высокотехнологическую информацию.

    Формирование и обеспечение прав пользования информационной инфраструктурой.

    Законодательное регулирование отношений по поводу информации.

Сегодня, однако, отношение по поводу информационной политики больше похоже на борьбу за монополизацию права на знание и информацию. Для установления информационного контроля над обществом сегодня прибегают к различным способам, уменьшающим результативность информационной системы. Это, в частности:

Максимальное увеличение объема содержания (информации / знания) при ограничении пропускной способности коммуникационных каналов.

Увеличение уровня информационного шума по отношению к реальному знанию. Эрудированность общества сегодня во много раз превышает уровень внедрения накопленного в обществе знания.

Удорожание стоимости коммуникационных каналов по сравнению с производством содержания

Снижение или ограничение способности и возможностей производителей информации по отношению к коммуникационным каналам

Снижение содержательности информации и знания

Сегодня государство не в состоянии контролировать информационное пространство с помощью инфраструктурного управления. Национально-государственная информационная, инфраструктурная система безнадежно устаревает и саморазрушается. Инвестиционных ресурсов для подтягивания национальной системы до уровня глобальных доминирующих систем критически недостаточно, и, соответственно, это не позволяет государственной информационной системе выдерживать натиск со стороны глобальных транснациональных информационных сетей. В то же время, государственная власть в этой сфере последовательно размывается более мелкими, новыми технологически гибкими и динамичными информационными субъектами.

Такое состояние, в итоге, предотвращает формирование несущей структуры долгосрочной, устойчивой национальной информационной стратегии и политики, следовательно, и проведение какой-либо информационной идеи через целенаправленное формирование мобилизующего, целостного, единого информационного пространства.

Что касается качественного содержательного наполнения информационного пространства, то сегодня бросается в глаза все большее отчуждение между публичной информацией, рациональным, научным, академическим знанием, и государственной политико-правовой информацией. С практической точки зрения, половинчатость информационного пространства, например, отчетливо просматривается в политической насыщенности информационного пространства и юридической безграмотности и беспомощности населения. В самом деле, информация есть еще ничто, пока она не наполняется реальным практическим знанием. Отстранение академического, научного знания от основного массива информационной динамики общества и подведение этого знания под власть ограниченного круга элитарных групп, практика политической узурпации знания – это все средства отгораживания власти от управляемой массы.

Информация и власть

Реальная ставка во всей дискуссии по поводу информационного пространства – вопрос дееспособности реального, эффективного знания, а также вопрос права применения и производства того знания, которое способно изменить материальный мир, следовательно, изменить и власть.

Исследования показывают прямую корреляцию между информированностью человека и его способностью соотнести политические решения и процессы со своими личными, персональными интересами. Информация позволяет человеку принимать более структурированные, рациональные, сознательные решения по отношению к политике, следовательно, позиционировать себя по отношению к власти. Подобное нельзя сказать по поводу неинформированного человека.

Таким образом, объем и качество информации, которую получает население, непосредственно влияет на его способность влиять на власть и участвовать в политической жизни. Наиболее ярким подтверждением этого аргумента стала модель общества социального благосостояния, которая развивалась в скандинавских странах. В этих странах политика информационной открытости сочетается с сильным влиянием широких слоев населения на демократическое политическое устройство.

Данная закономерность предопределяет степень заинтересованности политической власти к полноте информированности населения и электората. Отсюда выплывает следующее: чем более информировано население – тем большей властью оно обладает, тем меньше возможности властвовать у политического истеблишмента. Вся власть в любой демократии сводится к хорошему, добросовестному исполнению воли избирателей и качественному государственному менеджменту. Сужение же информационного поля и информационного выбора населения практически равносильно применению аргумента «с упором на неосведомленность оппонента».

Роль СМИ, в этом отношении, заключается не в том, чтобы стать четвертой властью, а в том, чтобы содействовать становлению реальной демократической системы, посредством насыщения информационного пространства, полного и правдивого информирования населения. СМИ – это инструмент, орудие власти, а не сама власть. Только в зависимости от качества и объема подаваемой ими информации, СМИ становятся либо инструментом власти узкой группы людей, инструментом манипулирования сознанием людей для укрепления политической власти, либо инструментом укрепления прямой демократии, проводником коллективной воли общества.

Возведение СМИ в ранг четвертой власти, на самом деле, является элементом политики сдерживания политической правосубъектности населения и сохранения институционализированной и самолегитимизированной власти. В этом случае, СМИ выступают в роли буффера между населением и государственной, бюрократической властью.

По сути, ставка на средства массовой информации сегодня не столь высока. В частности, этим объясняется слабый накал борьбы, дискуссий вокруг этой сферы. Точно так же можно сказать об относительной легкости, с которой ведущие СМИ переходят из рук в руки. Такой второстепенный интерес объясняется, с одной стороны, слабым влиянием СМИ на реальный политико-экономический процесс, а с другой –недостаточной финансово-экономической отдачей от владения этими средствами. В то же время, бросается в глаза то, что СМИ сегодня являются лишним звеном политико-экономической коммуникации, которая все больше сводится к скрытым от глаз общественности переговорам и договренностям между политическими и бизнес лидерами.

Таким образом, СМИ сегодня являются минорными средствами как в политической и идеологической борьбе, так и в деловых инвестиционных играх. Примечательно, что проблемы СМИ были более актуальными при предыдущем политическом режиме, чем сейчас. Если тогда СМИ действительно были одним из эффективных элементов политической жизни и борьбы, то сегодня заметно стремление держать эти средства подальше от реальной политики, и свести их существование к одной из отраслей индустрии развлечения. В связи с этим общественно-политические роль и статус СМИ сегодня просматриваются значительно меньше.

Лишним доказательством ослабления интереса политикума к СМИ сегодня выступает практическое равнодушие к содержанию и программам телеканалов. Совершенно забыты дискуссии и принципиальные выступления по поводу земства, землячеств, местных национальных особенностей. Увлеченность истеблишмента вопросами борьбы за власть и ее сохранения приводит к целенаправленному ограничению информационной осведомленности населения, к сведению идейной, нематериальной стороны информационного пространства к минимуму. В дальнейшем вакуум содержания компенсируется наращиванием удельного веса материальных активов в информационной системе. Такое отношение, в частности, приводит к примитивизации содержания информационных сообщений, причем оправдывается это положение необходимостью удовлетворения запросов массовой аудитории для обеспечения рентабельности.

В этом отношении, определенную параллель можно провести с эволюцией европейской информационной политики. Первоначальный подход к СМИ как к фокусу публичных дебатов и национальной культуры сменился отношением к ним как к критическому компоненту информационной экономики и, следовательно, информационного общества. Идеологическая функция СМИ при этом сменилась технологическо-экономической.

Информационное пространство индивидуальной свободы

Таким образом, существует явное противоречие между интересами власти и публичным информационным пространством. Власть стремится к самосохранению путем установления контроля над информационной сферой в целом. Это достигается за счет захвата носителей и каналов трансляции, накопления и хранения знания, коммуникационных средств, а также пространства генезиса и функционирования информации. На это работает вся система лицензирования деятельности в информационной сфере. С другой стороны, устанавливаются всевозможные механизмы контроля над субъектами реального знания, над информационными работниками.

Сегодня, интеллектуальный работник не пользуется польностью всеми правами собственности на свое информационное творение. В частности, это обуславливается слабым проникновением идеологии и принципов защиты интеллектуальной собственности в РФ. Это также предопределяет то, что информационная сфера, средства массовой информации так и не стали «четвертой властью».

Речь идет о том, что плодами своего труда только частично пользуются люди информационного цеха – в лучшем случае, только в денежной части прав. Проводится максимальное ограничение возможностей людей интеллектуального труда – работников информационной сферы – с помощью грубого материализма. Социально-организационная составляющая создаваемых ценностей, вытекающие из них политические возможности и сила информационного творчества присваиваются другими платежеспособными и властными группами общества, а именно, – представителями политической и бизнес элиты. То, что можно назвать общественным приложением, общественно-политической аппликацией творчества интеллектуально-информационного работника, отчуждено от него и присваивается другими – политической и финансовой властью. За ним остается только мизерная, остаточная часть произведенного им продукта, – за которую ему, как правило, еще и приходится платить судебными разбирательствами со стороны его же работодателей.

Таким образом, цинизм положения работника информационного труда выражается, по меньшней мере, в двух моментах – дешевый подкуп, вплоть до рабского, заказного и апологетического труда, с одной стороны; и судебно-политическая ответственность за информационные подачки, которые ему соизволили оставлять власть имущие. Те же люди, которые ему ничего, кроме информационных отходов, не оставляют, еще и преследуют его, устраивая всевозможные судебные и административные разбирательства.

Труд информационного работника, в РФ, по сути, не получил статус творческой, интеллектуальной профессии. Парадоксальным образом, информационный работник практически приравнивается к синему воротничку. Это – чернорабочий «интеллекта более высокого порядка».

При таком положении вещей ожидать быстрого развития информационной индустрии вряд ли приходится. Наоборот, наиболее развитым видом информационного творчества становится интеллектуальное издевательство над пользователями информации – вложить в уста властной элиты двусмысленные высказывания и превратить ее в шута, носителя неоднозначного, несвязанного смысла. Нелогично? Попробуйте оценить театральное поведение нынешней власти в публично-информационной сфере, и все станет на свои места. А средства массовой информации становится всего лишь зеркалом этой ситуации. В серьезности СМИ сегодня можно глубоко сомневаться; зато налицо пустая помпезность, или наоборот, то, что называют «желтой бульварщиной».

Состояние современного информационного общества

Сегодня, обозначились два принципа формирования информационной политики, два мировоззрения в информационной сфере:

С одной стороны, мировоззрение государственно-политической, национально-государственной целесообразности. В данных рамках и родились такие политико-идеологические крайности, как фашизм, болшевизм (или его разновидность, национал-болшевизм), радикальный национализм (национал-патриотизм), и др.

С другой, – мировоззрение информационного общества, которое позволяет обсуждать и поднимать вопрос о свободе слова, о праве на информацию, и др. Эти же рамки вмещают и дискуссию о праве на интеллектуальную собвственность.

Сегодня все больше приходит понимание того, что информационное общество не является самодостаточной концепцией формирования общества. На самом деле мы становимся свидетелями формирования системы целостного индустриально-технологического информационного общества.

Действия правительства и государства при выработке своей информационной политики должны определяться глобальным направлением формирования информационной экономики, внедрением принципов, механизмов, культуры, системы и структурных элементов информационного общества в РФ.

Когда мы говорим об информационном обществе и формировании информационного пространства, то его можно рассматривать как информационную систему, структурными элементами которой выступают:

Информационно-правовое пространство;

Частное, приватное информационное пространство, пространство частного сектора;

Публичное информационное пространство, пространство публичного сектора;

А также государственно-политическое информационное пространство.

Беда современного общества, а также всех обществ доинформационного типа заключается в том, что постоянно какое-то из этих пространств перекрывает другие. Вирус искажения, возникающий вследствие этого, распространяется во всем общественном теле.

Скажем, распространенное на территории СНГ искажение: все информационное пространство заполняет личностная информация – информация о правителе, или информация об одном, пусть и значительном, секторе общественной жизни (к примеру, – государство Газпрома, или государство парламентской трибуны...).

В современном либеральном обществе считается, что информационно-правовое пространство должно выступать интегральной платформой для всех субпространств общества. Здесь рынок выступает рукой закона.

В целом же, объем, качество, поток информации, содержательное наполнение информационного пространства зависит от институциональной структуры самого общества. В применении к РФ это предопределяет сегодня ту парадоксальную ситуацию, когда через 20 лет независимости новой эпохи все еще наблюдается фрагментарное наполнение и незавершенность формирования информационной системы общества.

Введение

Тема контрольной работы «Информационная индустрия в экономическом развитии общества».

Активная разработка автоматизированных информационных систем и их применение в общественной практике вскрыли глубинные проблемы, связанные с технологическим циклом переработки и использования информации в планово-управленческих, познавательных, производственных и других процессах. Об информации начали говорить как о социальном ресурсе, имеющем собственное назначение и свои механизмы функционирования в обществе. Этот ресурс и стан предметом новой функциональной науки. Таким образом, информатика, будучи наукой о законах выработки, передачи и использования информационного ресурса в общественной практике, теоретически закрепила роль ЭВМ и автоматизированных систем в этих процессах.

Цель работы - ознакомиться с информационной индустрией: целью и смыслом деятельности; местом и ролью информационной индустрии в общественном производстве; современной структурой информационной индустрии и ролью государства в сфере информационной индустрии.

Информационная индустрия: основные понятия

Усложнение индустриального производства, социальных, экономических и политических отношений, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой -- к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. На первый план выдвигается новая отрасль -- информационная индустрия, связанная с производством технических средств, методов и технологий для производства новых знаний и направляющая движение человечества к информационному обществу.

Информационная индустрия -- это широкомасштабное производство информационных продуктов и услуг различного типа на базе новейших информационных и компьютерных технологий (от газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей). Она включает две существенно разные части: производство информационной техники (машин и оборудования) и производство непосредственно информации.

Помимо понятия информационной индустрии, в литературе встречаются такие понятия, как информационный сектор экономики, общественного производства, народного хозяйства; информационная сфера народного хозяйства; информационная инфраструктура; информационная деятельность; индустрия обработки информации; индустрия переработки информации; информационные отрасли; информационные виды деятельности.

Появление понятия информационной индустрии связано с распространением концепции постиндустриального общества, согласно которой основные ресурсы развитых стран сегодня вовлечены в информационный сектор экономики, информационные услуги и информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства, а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный расширяющимся использованием в общественном производстве знаний и ускоренным обновлением информационной технологии, еще в конце 70-х годов XX в. получил название «информационная революция». При выделении в общественном производстве информационной индустрии исходят, как правило, из числа занятых в нем людей, прямо или косвенно принимающих участие в производстве и распространении информации.

Включение в состав информационной индустрии всех видов деятельности, связанных с информацией (прежде всего живого труда), отнесение к ее результатам не только собственно информационных услуг, но и всех результатов труда, появившихся в связи с использованием информации в качестве предмета или средства труда и применением средств информационной технологии, по-видимому, неправомерно. Также неправомерно относить к информационной индустрии все то, что используется в деятельности, связанной с информацией, поступает на ее вход (например, технические средства, услуги связи), то, что не может существовать в качестве самостоятельного объекта (например, результаты научных исследований), и т. п. Иначе любой вид человеческой деятельности, осуществляемой с использованием не только собственных, но и других, получивших объективное выражение знаний, а также любая сознательная деятельность должны были бы быть отнесены к информационной деятельности и к индустрии информации.

К результатам информационной индустрии, вероятно, следует относить только те информационные услуги, которые имеют самостоятельное значение и/или товарный характер, не подготавливаются и не потребляются в ходе осуществления деятельности по получению других результатов в материальном и духовном производстве. В состав индустрии информации должны включаться только те виды деятельности, которые связаны с подготовкой и оказанием этих услуг.

На практике под индустрией информации понимается комплекс предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги. Это означает, что если подготовка информационных услуг не является основной задачей деятельности предприятий и организаций или услуги подготавливаются в организационно не обособленном подразделении, то есть не состоящем на самостоятельном балансе и/или не ведущем самостоятельного учета, то в этом случае предприятия и организации нельзя отнести к индустрии информации.

Основной задачей деятельности индустрии информации является преобразование информации (переработка информационных ресурсов) в интересах решения каких-либо задач потребителей и обеспечения условий для доступа потребителей к необходимой им информации. Считать целью индустрии информации своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в новой информации на основе применения новой вычислительной техники, средств связи, новой информационной технологии, форм и методов информационного производства, по-видимому, неправомерно, так как в этом случае смешиваются цели индустрии информации и ее потребителей. Информация представляет собой неубывающий и воспроизводимый ресурс жизнеобеспечения общества. Вместе с тем для развития общества необходимо привлекать не только существующие, но и новые информационные ресурсы, заменять старые более перспективными. Чем больше и быстрее высококачественной информации внедряется во все сферы жизни и хозяйства, тем выше научно-технический, экономический, политический и социальный потенциал страны. Несмотря на возрастающую роль в общественном производстве, индустрия информации не является самостоятельной, она обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства (как самостоятельных, так и несамостоятельных), то есть является инфраструктурной отраслью. В соответствии с обслуживаемыми и обеспечиваемыми видами деятельности в рамках информационной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру научных исследований и разработок; развития, ведения и управления производством в целом и по отраслям; политического, социального, государственного и экономического управления; отдыха и развлечений; образования и т. п.

Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационной индустрии, или информационными услугами, которые наряду с вещественной формой потребительных стоимостей могут иметь и невещественную форму -- выступать полезным эффектом труда, неотделимым от самой деятельности по обслуживанию потребителя. Их можно отнести к тем из материальных условий труда, без которых он может происходить лишь в несовершенном виде. У информационных услуг в невещественной форме процессы производства и потребления совпадают во времени, что определяет ряд их специфических черт как потребительных стоимостей. В большинстве случаев эти услуги имеют индивидуализированный характер, не могут накапливаться, имеют определенную адресность и не могут существовать вне индивидуального контакта с потребителем, не подлежат хранению, ориентированы на локальные рынки. Вместе с тем на информационные услуги в невещественной форме приходится все меньшая доля результатов труда в информационной индустрии. Все больше информационных услуг в вещественной форме сближаются с продуктами материального производства, хотя и сохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг, используемые ими технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают индустрию информации с материальным производством. Масштабы использования информационных услуг сегодня настолько велики, что их наряду с информационными ресурсами можно рассматривать как особый ресурс, важный и все более значимый элемент производственного потенциала предприятия, отрасли, хозяйства в целом.

Для подготовки информационных услуг в рамках индустрии информации используется такой процесс обработки информации, как сортировка (главным образом ее разделение и объединение, в том числе смысловое), являющаяся основным технологическим процессом индустрии информации. В свою очередь, успешное осуществление этого технологического процесса требует выполнения других процессов как на предшествующих (например, сбор и упорядочение информации для последующей обработки), так и на последующих стадиях работы с информацией (например, предоставление информации, ее воспроизведение в определенной форме и в необходимом количестве экземпляров, доставка потребителям).

Важно отметить, что становление информационной индустрии в качестве самостоятельного и массового вида деятельности было связано с переходом к применению ЭВМ и современных средств коммуникации для обработки информации и предоставления потребителям доступа к ней. Поэтому основным предметом труда в зрелой, ставшей самостоятельной сферой деятельности индустрии информации является информация в машиночитаемой форме, а основным средством труда в ней -- ЭВМ. Наряду с этим в отдельных подразделениях индустрии информации в качестве предметов труда могут выступать информация в других формах, например в печатной, то есть на различных немашинных носителях, в аудио- и видовой формах и т. п., а также информационные услуги, подготовленные в подразделениях индустрии информации и в других отраслях.

В качестве предмета труда информационного производства рассматриваются национальные и мировые информационные ресурсы. Средствами труда в информационной индустрии наряду с ЭВМ и другим оборудованием для обработки информации выступают полиграфическое и репрографическое оборудование, некоторые средства оргтехники, непосредственно используемые для подготовки и предоставления информационных услуг. Средства труда можно отнести к понятиям «информационная технология» и «средства информационной технологии». Как уже отмечалось выше, массовое внедрение вычислительной техники, стимулирующей рост интеллектуальных возможностей человека, способствует активизации информационной деятельности, специализирующейся на подготовке информационных услуг.

Совокупность предприятий, организаций и целых отраслей, связанных с индустрией информации, входит в понятие «информационно-коммуникационная инфраструктура». Под этим термином мы понимаем комплекс организационных и технологических средств поиска, хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. К таким средствам относятся территориально-распределенные депозитарии информационных ресурсов, государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, линии связи, сети и каналы переда-чи данных, средства коммутации и управления информационными потоками, организационные структуры управления и контроля.

Информационно-коммуникационная инфраструктура государства занимает особое место среди укрупненных инфраструктур современного общественного производства, поскольку именно эта инфраструктура играет определяющую роль в организационно-технологическом обеспечении единства и целостности информационного пространства страны, его успешной интеграции в мировое информационное пространство, главной задачей которой является включение национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры в мировую глобальную.

Это индустрия производства, сбора, распространения и передачи всех видов информации, наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее рост составляет 7-8% в год.

Роль и место информационной индустрии не ограничивается только прямым вкладом в валовой внутренний продукт:

  • прогресс и развитие всех секторов экономики напрямую связаны с развитием информационной индустрии, так как прирост национального дохода в развитых странах на 60% обеспечивается новыми технологиями (инновационным потенциалом), на 10% - трудом, на 15% - капиталом и на 15% - природными ресурсами;
  • экспортный потенциал, конкурентоспособность продукции, создание новых рабочих мест напрямую зависят от развития информационной инфраструктуры;
  • главное богатство любого общества - это человек. Уровень жизни, образования, культуры любого члена общества зависит от возможности получения и обработки информации. Традиционные источники знаний (книги, периодические издания), культурная и развлекательная информация (печать, радио, телевидение), средства общения (телефон) сливаются в единую информационную среду, с помощью которой человек получает доступ к необъятным ресурсам цифровой информации, представляющей собой как тексты, так и аудио-, видео-, графическую и мультимедийную информацию. Эта же среда используется и для обмена и распространения информации;
  • современная информационная инфраструктура предоставляет неизвестные ранее возможности по дистанционному образованию, медицинскому обслуживанию, работе на дому, телемагазинам, создавая качественно новый образ жизни;
  • информационная инфраструктура и информационные технологии позволят качественно изменить функционирование органов государственной власти и управления всех уровней путем:
  • - повышения эффективности работы госаппарата (автоматизация документооборота, внедрение телематических служб - электронной почты, факсимильной связи, видеоконференций и т. д.);
  • - обеспечения всей необходимой для принятия управленческих решений информацией;
  • - обеспечения оперативной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой стороны, появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе по отдельным слоям и категориям населения).

Область применения информационной экономики. Она исследует структуру рынка знаний, информационных компонентов и комплексов; экономические процессы, связанные с феноменом информационных ресурсов, выступающих как субститут экономическим ресурсам. В информационной экономике исследуются новые возможности нормативного управления с использованием предварительно сформированных информационных ресурсов и информационного управления.

В информационной экономике осуществляются процессы моделирования и выбора рациональных схем обмена и взаимного замещения информационных и экономических ресурсов, исследуются возможности и поведение производителя информационных ресурсов и их полезность для потребления, организуются взаимосвязанные процессы рационального сочетания натурного, экспертного и математического моделирования проблемных ситуаций.

Технология рынка информационных компонентов и комплексов знаний как объектов информационной экономики, влияние информационных ресурсов как субститута экономическим ресурсам на процессы мультипликации и акселерации определяют возможности рационального управления экономикой на основе разделения нормативных и информационных технологий в системах управления и их интеграции. Структурная модель информационной экономики представлена на рис. 1.1, структурные модели информационной макроэкономики и микроэкономики - в .

Рис. 1.1. Структурная модель информационной экономики

Таким образом, можно констатировать, что феномен возникновения информационной экономики приводит к превращению информационного ресурса в основной источник добавленной стоимости, появлению на этой основе возможностей для обеспечения интенсивного характера экономического развития, основанного на низкозатратных технологиях, в том числе информационных технологиях управления.

Информационная экономика - мощный системообразующий фактор социально-экономического развития, источник высоколиквидного запаса и гарантия политической стабильности в обществе.

В заключение можно констатировать, что страны СНГ в области информационной экономики далеко отстали от передовых стран. В странах СНГ сложилась парадоксальная экономическая ситуация, а именно: при избытке устаревших потоков информации ощущается информационный голод на новейшие потоки. Для преодоления информационного отставания правительства ряда стран СНГ путем государственного регулирования предпринимают попытки ликвидировать такой разрыв.