На первом этапе в решении кейсов необходимо. Методические рекомендации по работе с кейсами

Вопрос задают, как правило, студенты, впервые столкнувшиеся с этим термином. Однако это понятие становится популярным в бизнес-сообществах. Перед тем, как ответить на вопрос о том, что такое кейсы и привести примеры их решения, углубимся в историю происхождения термина.

Появление кейсов

Впервые понятие появилось в еще в 1924 году. Профессоры престижного вуза поняли, что учебники предыдущих лет не способны подготавливать выпускников современных профессий. Методички и пособия, которые актуальны на данный момент времени, еще не созданы, а предыдущие уже устарели. Тогда профессоры и продумали бизнес-кейсы - актуальные задачи современности, которые необходимо было решить выпускникам. Для этого в Гарвард приглашали владельцев бизнеса, которые подробно инструктировали аспирантов. Предприниматели на семинарах рассказывали о реальных проблемах, с которыми их компании сталкивались. После этого аспиранты должны были найти свое решение этих проблем. Особенность такого обучения в том, что правильных ответов нет. Необходимо просто найти оптимальный выход из сложившийся ситуации. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает индивидуально.

Новаторство профессоров Гарварда оказалось эффективным. Выпускники уже на выходе фактически имели подобие опыта. Они знали проблемы и задачи успешных компаний, легко могли справляться с поставленными задачами. Фактически решение кейсов студентом давало ему реальную практику в стенах университета. Поэтому с середины двадцатого века этот метод получил распространение по всему миру.

Появление в России

В нашей стране даже с распадом социалистической системы в девяностых годах прошлого века система образования долго существовало по накатанной. Страны уже нет, а учебники СССР есть. Даже учебники по истории КПСС с Лениным на обложках окончательно исчезли только к середине девяностых годов двадцатого века, не говоря уже о других дисциплинах.

И только гг. кейсы по менеджменту стали появляться в ведущих вузах нашей страны. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Особо популярными у школьников и студентов являются клуб МГТУ им. Э. Баумана, центр карьеры НИТУ «МИСиС» и др.

Итак, что такое кейсы? Подробнее перейдем к самому понятию.

Понятие

Кейс (от лат. casus) - необычайная ситуация, проблема, решение которой нельзя найти в учебниках. Более точная интерпретация термина «казус» - проблема, требующая решения, однако в русский язык этот термин пришел из английского, в котором латинское слово casus произносится как «кейс».

Учащимся моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной, и они должны найти решение. Суть в том, что правильного ответа нет. Есть лишь мнение преподавателей и реальный выход из этой ситуации, если кейс, конечно, был взят из жизни. Оцениваются методы решения, рассуждения, коллективное обсуждение и т.д.

Итак, что такое кейс, мы пояснили, теперь перейдем к целям.

Цели

Несмотря на то что темы кейсов могут отличаться друг от друга, само моделирование, как правило, имеет общие цели:

  1. Проверка интеллектуальных и аналитических данных учащихся.
  2. Выработка аргументации своей позиции.
  3. Выработка устойчивости к стрессовой ситуации.
  4. Обучение навыкам тайм-менеджмента.
  5. Развитие коммуникационных

Кейсы при собеседовании

Данный метод используют не только в образовательных учреждениях. Сегодня многие фирмы применяют его во время собеседования. С каждым днем работодатель все меньше смотрит на резюме соискателя, на уровень его образования, опыт работы и т.д. Достаточно предложить кандидату на должность несколько кейсов, и о человеке всё становится ясно лучше разных бумажек и рекомендаций.

Конечно, это не значит, что образование и опыт не имеют значение. Без них и вовсе можно не добраться до стадии решения кейса. Однако именно последняя стадия становится решающим фактором при выборе сотрудника. В этом плане выделяется компания Google, которая разрабатывает свои методики по моделированию кейсов. Они индивидуальны для каждой вакансии. Опыт работы, уровень образования не помогут кандидату в том случае, если он не может решать кейсы. А они порою поражают воображение своей обманчивой простотой.

Примеры кейсов

Приведем пример. Компания столкнулась с проблемой эффективности работы сотрудников в отделе продаж. Работают три человека. Первый работает с 70% клиентов, второй - с 20%, а третий - с 10%. При этих показателях выше всех продажи показывает второй, однако он работает только с постоянными клиентами. Третий же, наоборот, работает только с новыми клиентами, тогда как первый работает как с новыми, так и с постоянными. Задача для управляющего - в том, чтобы увеличить план продаж и перераспределить поток клиентов таким образом, чтобы фирма получала максимальную прибыль.

Для решения этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие возможности улучшения могут быть в данной ситуации?
  • Какие нормативы могут помочь в перспективе улучшить результаты работы каждого продавца и отдела продаж в целом?

Возможно, первый продавец эффективнее всего работает с новыми покупателями, либо с постоянными. Стоит также попробовать поменять местами второго и третьего продавца. Т.е. второй будет работать только с новыми, а третий - только с постоянными. Возможно, у них наступил профессиональный кризис, и нужна смена обстановки.

Второй пример

На должность руководителя отдела по управлению персоналом проводится собеседование. У кандидата обязательно должно быть такое качество, как умение проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов. Предлагается решить следующий кейс: генеральный директор настоял на том, чтобы на фирму взяли дочь влиятельного человека. Предыдущий управляющий дал ей должность секретаря-референта. Сама девушка никак не проявляла себя, с компанией себя не отождествляла и к карьерному росту у неё стремления не было. К этому добавляется отсутствие опыта работы на других предприятиях.

За время работы основными ее навыками стали: прием входящих документов, ведение учетных записей, расфасовка по папкам документации. Через полгода освободилось место ведущего специалиста по документообороту. Генеральный директор настоял на том, чтобы данную должность заняла эта девушка. Однако на предприятии много других сотрудников, которые заслужили повышение. В этой задачи соискателю необходимо сделать выбор: либо идти против генерального руководства, либо работать с недовольным коллективом.

Возможно, кандидат найдет приемлемый вариант как для генерального директора, так и для коллектива. Примеры кейсов не имеют правильных решений. Каждый случай индивидуален.

Существуют не только бизнес-кейсы, но и кейсы в других отраслях: педагогике, медицине, юриспруденции. В каждой профессии можно смоделировать проблемную ситуацию.

Одними из последних достижений технологий обучения являются кейсы. Это который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику. Применение его в российском образовании сегодня весьма актуально. Ведь нет ничего эффективнее, чем самостоятельное погружение в проблему и поиск решения. Разберемся подробнее, откуда возникли и какое практическое значение имеют.

Суть метода

Кейс-метод - это сравнительно новая технология обучения студентов. Суть ее заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность студента к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации.

Кейс-метод - это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала.

Кейс-стади - это многоуровневая технология, которая имеет ряд признаков и особенностей. Они помогают отличать данный метод от других. Сюда можно отнести наличие социально-экономической модели, командную выработку решений, их альтернативность и единую цель.

История

Впервые о применении в обучении кейсов стало известно в 1924 году. Преподаватели поняли, что для аспирантской программы нет подходящих учебников. Поэтому они решили провести интервью с успешными бизнес-владельцами и составить подробные отчеты об их деятельности. Студентам предлагалось прослушивание материалов, знакомство с деталями проблемных ситуаций, с которыми сталкивались компании. Затем в ходе общего обсуждения учащиеся искали варианты выхода из ситуации.

Постепенно этот метод корректировался и распространялся по всему миру. С 50-х годов прошлого столетия он стал популярным во всей Западной Европе, в лидирующих бизнес-школах (ESADE, INSEAD, LSE, HEC).

В России кейс-стади - это популярная технология обучения с 2000-х годов. В настоящее время применяются не только переводные кейсы, но и авторские, созданные для соревнований, аттестации учащихся. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Среди уже ставших популярными можно отметить центр карьеры НИТУ «МИСиС», клуб МГТУ им. Э. Баумана и др.

Классификация

Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.

По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.

По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.

Сжатые кейсы - это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.

Мини-кейсы - это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.

Работа метода в бизнесе

Самой популярной областью применения кейсов является бизнес-обучение. Ведь для успешного развития в собственном деле нужны не только личные стремления и знание рынка, но и определенный опыт прошлого других компаний, которые с лихвой дают бизнес-кейсы. Что это такое?

Это специально подготовленный материал, описывающий конкретную бизнес-проблему. Задачей преподавателя на таких занятиях является направить учащихся в правильное русло поиска решений. А для этого требуется достаточный объем данных, статистика, участие успешного менеджера в создании кейса и наличие подходящей бизнес-ситуации.

Существенный вклад в развитие кейс-метода вносят консалтинговые и аудиторские организации. Они используют его не только в обучении, но и в собеседованиях при приеме на работу. Такая технология помогает сразу выявлять у потенциальных сотрудников способность к анализу, синтезу. Нередко в качестве первого отборочного тура проходит корпоративное кейс-соревнование. Примером этому может быть известный ежегодный чемпионат в России от компании Microsoft.

Методика решения

Для поиска правильного решения любого кейса используют четкий план. Первый его пункт подразумевает постановку задачи и касается преподавателя. На втором месте стоят просмотр кейса и определения тем. Здесь важно схематично описать ситуацию с выделением ее главных компонентов. На третьем этапе учащиеся должны поставить диагноз, то есть выяснить, почему человек или компания испытывает кризис, и сформулировать проблему. Следующим действием будет разработка путей решения. Только после оценки всех вариантов и выбора подходящего можно переходить к разработке стратегии реализации и презентации выводов аналитической работы.

Возможности

Сегодня кейс-технология - это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, студенты должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, специалист должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

Стратегия развития

Несмотря на эффективность кейс-метода, он может использоваться далеко не в каждой дисциплине. А только там, где требуется формирование соответствующих навыков и личностных качеств. Отсюда можно четко сформулировать стратегию развития этой технологии. Во-первых, метод должен активно применяться в процессе обучения тех людей, которые избрали рыночные профессии (менеджер, экономист, брокер, имиджмейкер), где доминирует ситуативная деятельность. Во-вторых, он весьма актуален в переподготовке кадров, помогает модернизировать знания и навыки. И конечно же, кейс-метод должен быть далеко не единственным в арсенале преподавателей, а идти в сочетании с традиционными методами (например, лекционным материалом).


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

  • Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся
  • Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
  • В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
  • В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
  • В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
  • И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

Метод кейсов

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и . Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Кейсы, загадки, игры, головоломки и тесты для всестороннего развития своих навыков доступны по . Жмите на ссылку, чтобы узнать больше

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы):

  • Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов
  • Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения
  • Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик
  • Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса
  • Статистические и другие данные

Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении. Как же его применять?

Особенности метода кейсов

Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
  • Составления домашнего задания
  • Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.

Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.

Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

  • в группе
  • Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
  • Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
  • Стимулировать умственную работу учащихся
  • Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
  • Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
  • Проверять усвоенный учащимися материал на практике
  • Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и

Обсуждение выводов

Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время.

В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и участников именно на них.

Следует отметить, что завершающий этап меньше поддаётся контролю, чем начальный, ведь необходимо «сбавить обороты» обсуждения, что может оказаться нелегко. А форма завершения всего мероприятия, которая иногда зависит от хода дискуссии, должна соответствовать поставленным на начальном этапе целям. Причём не следует завершать занятие только одним способом, т.к. это может снизить интерес участников.

В качестве завершения можно использовать такие варианты:

  • Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия
  • Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты
  • Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе)
  • Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

Обзор материала

1. Классификация кейсов

Можно выделить несколько оснований для типологизации кейсов. Кейсы можно группировать по такому основанию, как источник информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях.

Существенным основанием для классификации учебных кейсов может считаться субъект представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других - слушатель или целая учебная группа, представляющая интересующий её случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.

Классификацию кейсов возможно проводить по другим различным признакам:

1. По степени новизны ситуации и применяемым в зависимости от этого методам решений;

2. По этапам принятия решения, для обработки которых применено рассмотрение конкретных ситуаций;

3. По иерархическому уровню принятия решений (конкретная ситуация рассматривается и оценивается по-разному руководителями различного уровня);

4. По специализации (одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций
различных специальностей по-разному);

5. По способу проведения занятий (методом инцендента, ролевой игры, производственной задачи, разбора почты и т. д.).

В зависимости от времени, выделенного для изучения кейса, и от уровня сложности содержания, можно различить 4 вида кейсов:

1) структурированный кейс (highly structures) содержит минимум дополнительной информации, изучив которую, студент должен применить определённую модель или формулу, причём подразумевается, что существует оптимальное решение, и «полет фантазии» не вполне уместен;

2) «маленькие наброски» (short vignettes) содержит от 1 до 10 страниц краткого описания некоторой ситуации, плюс 1-2 страницы приложений. Кейс содержит только ключевую информацию и понятия, работая с которыми, студент опирается ещё и на собственные знания;

4) большие неструктурированные кейсы (до 50 страниц) используются для
самостоятельных творческих заданий.

В зарубежной практике в case-study обучении выделяются три вида кейсов: демонстрационный, тренинговый и инновационный.

Цель демонстрационного кейса - продемонстрировать отработанные методы решения управленческих задач различной категории сложности, обобщить управленческий опыт на основе структурированных фактов.

Модель демонстрационного кейса: Описание ситуации, Методы решения, Анализ, Обобщение

Тренинговый кейс предусматривает приобретение опыта анализа простых и сложных структурированных проблемных ситуаций, разработки управленческих решений, использование социальных технологий.

Модель тренингового кейса: Описание ситуации, Анализ, Разработка решения.

Цель инновационного кейса - развитие аналитических способностей при анализе сложных слабо структурированных ситуаций, решения которых так и не были найдены или развитие которых не завершилось в момент подготовки соответствующего кейса.

Модель инновационного кейса: Описание ситуации, Анализ 1, Анализ 2, Анализ 3, Структурирование и обобщение, Вариант решения

Кроме того, существует множество типов кейсов, которые можно подразделить следующим образом:

1) проблемные кейсы. В проблемных кейсах проблема определена заранее и используется тогда, когда студенты не имели дело с кейсами. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения;

2) проектные кейсы. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации;

3) описательные кейсы. Это в первую очередь, кейсы, в которых описывается конкретная ситуация и решение практически не требуется. Главное, что нужно сделать при работе с таким кейсом - это описать преимущества и недостатки уже данного решения. Он призван облегчить студентам понимание теоретических положений;

4) открытые кейсы. Данный кейс не содержит конкретных вопросов. Важной частью работы студентов является формулирование проблем, стоящих перед анализируемой компанией и определение возможных путей их решений;

5) интерактивные кейсы. При работе над ним студенты помимо изучения предоставленной информации имеют возможность провести непосредственное интервью с менеджерами исследуемого предприятия, посетить компанию, ознакомиться с процессом производства. Благодаря этому они имеют возможность собрать дополнительную информацию. Интерактивные кейсы должны разрабатываться на основе местных предприятий, так как они требуют непосредственного взаимодействия с руководителями предприятия. В иллюстрированных целях может быть использован кейс, составленный по материалам любой компании, в том числе и зарубежной;

6) системные кейсы. В данном кейсе представляется существующая ситуация - описывается экономическая и административная система предприятия. Студенты должны представить предложения по улучшению;

7) открытые кейсы. В данном кейсе проблемы не даны, студентам необходима короткая информация;

8) кейсы-айсберги. Студенты не имеют достаточной информации. Они должны сами узнать и найти информацию, чтобы решить проблему;

9) серийные кейсы. Имеется ряд незавершённых кейсов, где следующий кейс является продолжением предыдущего;

10) классические (Гарвардские) кейсы;

11) тактические и стратегические кейсы;

12) микро-; мини-; общие кейсы;

13) иллюстрированные учебные ситуации (чисто описательные и ознакомительные с предприятием). Иллюстрированные учебные ситуации обычно описывают деятельность хорошо известных и успешных предприятий (компаний) за длительный период их работы. Цели, стратегии, модификации продуктов, работа на различных рынках в различных отраслях. Запоминание правильно принятых решений и определённой ситуации. Знакомство с практикой известных предприятий и отрасли.

Иллюстрированные учебные ситуации - наиболее простые case-study, содержащие вопросы, близкие к формулировкам учебника. Язык написания case-study, представление материала о предприятии в максимальной степени должны совпадать с терминами, понятиями, определениями, даваемыми в теоретической части учебных занятий. Фактически собранный материал о предприятии должен отражать базовое обоснование учебника; 14) учебные ситуации с формированием проблемы. Учебные ситуации с формированием проблемы - описана ситуация и инцидент в конкретный период времени, выявлены и чётко сформулированы проблемы, стоящие перед предприятием. Необходимо принять решение. Целью кейса обычно является: принятие решения; процесс достижения решения; диагностирование ситуации; анализ инцидента.

По уровню описания ситуации более сложные, чем иллюстрированные учебные ситуации. Проблема вводится в ситуацию, но не выявляется чётко, она представлена в статистических данных, в отчётности предприятия, в высказываниях руководителей различных служб и т. д. Слушателям самим необходимо выявить проблему, поставить проблемные вопросы и указать пути их решения. Обычно это вопросы концептуального характера, что обучает правильному пониманию ситуации, выявлению проблемы и её решения. Учебные ситуации с формированием проблемы - case-study не должны содержать постановок вопросов. Специалисты могут сами выявить и поставить проблемные вопросы о деятельности предприятия на основе анализа интервью, статистики и т. д. Язык написания case-study близок к языку, используемому специалистами на предприятии. Используются производственные термины, конкретные случаи, соответствующие им термины.

Учебные ситуации без формирования проблемы - описывается управленческая проблема применительно к определенному виду деятельности предприятия, с определёнными исходными предпосылками, требуется найти решение этой проблемы. Учебные ситуации без формирования проблемы - case-study вопросов не содержит. Близко к написанию учебных ситуаций с формированием проблемы, проблемным вопросам деятельности предприятия, поставленные слушателями, расширяются до концептуальных вопросов применения потенциала предприятия, что требует дополнительно внешней и внутренней информации. Предполагается не только правильная формулировка проблемы, но и наиболее эффективные пути её решения;

Прикладные упражнения - case-study без опросов, написанные высокопрофессиональным языком предполагают формулировку концептуальных предпосылок развития предприятия. Стимулируют к нахождению новых стратегий и путей развития предприятия, новых методов оценки и т. д. Ситуация в таком case-study может не содержать части информации. Определить потребность в такой информации и затребовать её - является частью задания слушателям.

На практике возможно сочетание нескольких типов, в основном это зависит от постановки ситуации, кроме того, необходим учёт уровня студентов. Описание case-study должно даваться на профессиональном языке, с использованием общепринятых терминов.

Таблица 1 Взаимосвязь типов case-study и уровня образования студентов

2. Элементы кейса и общие требования их составления

Метод case-study позволяет применять теоретические знания к решению практических задач. Однако существуют определённые отличия реальной и учебной практических ситуаций. Большая доля участия преподавателя в обучении, даже при условии его специфической роли и низкой активности в процессе, накладывает ограничения на количество решений, которые студент может предложить для рассмотрения и обсуждения. Физические пределы доступного времени, размера учебной группы, стоимость работы преподавателя - некоторые из этих ограничений.

Ответственность за качество кейса лежит на преподавателе. Чтобы обеспечить достаточный его уровень, преподаватель может сам встретиться с руководителем предприятия и по результатам этой встречи подготовить проблемную ситуацию. Можно предложить это сделать студентам, участвующим в интервью вместе с преподавателем. На основании записей, полученных в ходе интервью, они могут подготовить черновой вариант кейса. Учебная проблемная ситуация также может быть подготовлена на основе информации, собранной студентами при прохождении ими производственной практики или в ходе написания проектов и дипломных работ.

В первую очередь необходимо определить основные проблемы и вопросы, которые будут находиться в центре внимания кейса (например, проблемы стратегического управления предприятием, финансовые проблемы, маркетинговая деятельность компании, проблемы управления персоналом и т.д.). Далее следует этап более чёткого обозначения той информации, которая должна быть включена в текст кейса. Это также поможет составить схему неформализованного интервью с менеджерами компании.

До проведения интервью рекомендуется также определиться с общей структурой проблемной ситуации. Информация может быть представлена в различной последовательности (хронологической, в соответствии с планом интервью или согласно некоторой модели или схемы, например – краткая история компании, структура собственности, организационная структура управления предприятием). Одной из важных задач является её структурирование и реорганизация. Факты могут сопровождаться оценками менеджеров, цитатами из их высказываний и т. д. В материалы case-study на практике для обучающегося включают краткое описание содержащее:

Основные области и виды деятельности рассматриваемой компании;

Типы организаций, где полученные навыки могут применяться;

Требования к личностным качествам, умениям и способам деятельности специалиста;

Перечень должностных обязанностей;

Требования к знаниям.

Для объемного представления информации о ситуации необходимы:

Информация о субъекте (той организации, человеке, группе, которая занимает основное место в ситуации) - описание субъекта может быть дано на разном уровне - уровне целей и стратегии или на уровне фактической информации о его деятельности;

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее время метод case-study нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции и других наук.

Признаки метода case-study:

1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Анализ кейсов представляет собой процесс решения значительного числа частных задач, что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей.

Остановимся на характеристике основных видов анализа, которые получили наиболее широкое распространение и оказывают существенное воздействие на развитие метода case-study.

Проблемный анализ основывается на понятии «проблема». По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей ее разрешения. Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:

Определение формулировки проблемы, как неудовлетворенной общественной потребности;

Пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы;

Выяснение типа, характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.);

Выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий;

Диагностика принципиальной разрешимости проблемы;

Определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы;

Выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы;

Разрешение проблемы.

Причинно-следственный анализ основывается на причинности; ее основными понятиями выступают «причина» и «следствие», которые описывают связь между явлениями. Технология причинно-следственного анализа включает в себя следующие шаги:


Формулировка объекта и предмета исследования;

Определение некоторых исходных событий как возможной причины и возможного следствия, объясняющих объект и предмет исследования;

Установление наличия причинно-следственной связи, определение причины и следствия;

Диагностика типа причинно-следственной связи, установление ее характера;

Выяснение места данной причинно-следственной связи в структуре причинно-следственной цепи;

Объяснение причинностью изучаемых явлений и процессов.

Прагматический (праксеологический) анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основными понятиями прагматического анализа выступают

- «эффективность» – достижение высокого результата минимальными ресурсами;

- «результативность» – способность достигать поставленную цель;

- «оценка» – величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности.

Прагматический анализ осуществляется в несколько этапов:

Осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций;

Определение результативности системы;

Выявление тех функций, выполнение которых не удовлетворяет запросы к системе, анализ эффективности функционирования системы;

Структурный анализ системы, выявление ее структурных проблем, причин неэффективности;

Изучение возможностей системы, ее потенциала, неиспользованных резервов;

Выработка предложений по повышению эффективности системы.

Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей.

Методика аксиологического анализа еще не сложилась. Можно предложить следующую его схему:

Выявление множества оцениваемых объектов;

Определение критериев и системы оценивания;

Формирование группы экспертов;

Проведение аксиологической экспертизы;

Получение системы оценок объектов;

Ситуационный анализ имеет особое значение при использовании метода case-study. Данный вид анализа основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п.

Прогностический анализ предполагает не разработку, а использование моделей будущего и путей его достижения. По сути дела, этот анализ сводится к прогностической диагностике, выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижения будущего, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения

трендовых моделей определяется ситуация будущего.

Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Рекомендательный анализ играет особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Основной проблемой этого анализа является проблема взаимодействия и общности языка исследователя и практика– управленца. Исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и

выработать рекомендации для совершенствования деятельности управленца, изложив их в категориях понятного управленцу языка. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.

Программно-целевой анализ представляет собой дальнейшее развитие

Задачи, решаемые в процессе реализации метода case-study:

1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделениекомплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путейразрешения (проблемный анализ).

2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия сокружающей и внутренней средой (системный анализ).

3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, иследствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).

4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование иоптимизация (праксеологический анализ).

5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий,действующих лиц (аксиологический анализ).

6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального ижелательного будущего (прогностический анализ).

8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевойанализ).

Исходя из описанных выше методов анализа кейсов и общей характеристики задач, решаемых в процессе реализации метода case-study, можно сформулировать основные рекомендации по их решению.

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделениефакторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов(последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем,механизмы их предотвращения и решения.

Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса.

Общая схема работы с кейсом на данном этапе может быть представлена следующим образом:

В первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных данных важны для решения;

Войти в ситуационный контекст кейса, определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи;

Следующим этапом является выбор метода исследования.