Ввод данных в консоли на Java. Диалоговые окна JOptionPane Классы байтовых потоков

Есть много особенностей, про которые желательно знать, программируя на Java, даже если Вы начинающий программист. Под катом я расскажу как вывести кириллические символы в консоль Windows и наглядно это продемонстрирую.
Начнем с простого.

Базовые типы

Их в Java 8:

  • boolean;
  • byte, char, short, int, long;
  • float, double.

Char - это символьный тип данных. Переменная такого типа занимает 2 байта памяти, так как хранится в кодировке unicode.
С переменными этого типа можно производить только операции присваивания, но зато различными способами. Самый простой из них выглядит так:
c = "b";
Символ можно представить также в виде его кода, записанного в восьмеричной системе счисления:
c = "\077";
Где 077 – это обязательно трехзначное число, не большее чем 377 (=255 в десятичной системе счисления).
Или же в шестнадцатеричной системе счисления следующим образом:
c = "\u12a4";
Кроме того, существуют специальные символы, такие как знак абзаца, разрыв страницы и др. Знак абзаца запишется, например, так:
c = "\n";
Не нужно перечислять их здесь. При необходимости всегда можно заглянуть в справочник.

Теперь внимание. Кодировкой по-умолчанию среды программирования Java является Latin-1. Однако, при выводе в поток System.out символы преобразуются в кодировку по умолчанию для операционной системы. Так для русскоязычной локализации кодировкой по-умолчанию является Windows-1251, для linux таковой будет UTF-8. Однако по задумке Microsoft решили для консоли Windows использовать кодировку Cp866.

Соответственно вывод: для корректного отображения кириллических символов в консоли нужно выводить символы в кодировке Cp866!

Это можно сделать следующим способом:

Import java.io.PrintStream;
import java.io.UnsupportedEncodingException;

Public class Hello {
public static void main(String args) throws UnsupportedEncodingException { /*Может возникнуть исключение типа UnsupportedEncodingException*/
String x = "Привет, мир!!!"; //Это строка, которую мы будем выводить на экран
PrintStream printStream = new PrintStream(System.out, true, "cp866");
/*Создаем новый поток вывода, который будет автоматически преобразоввывать символы в кодировку Cp866*/
printStream.println(x);
}
}
Сохраним полученный код в файл Hello.java. Далее создадим Hello.bat файл следующего содержания:
javac Hello.java
java -cp . Hello
pause
И поместим его в одну папку с файлом Hello.java. Должно получиться примерно так:

Далее запускаем полученный Hello.bat файл и вуаля, у нас образовался файл Hello.class в той же директории а на экран вывелось сообщение «Привет, мир!!!» в кодировке Cp866.

Для того, чтобы узнать, какая кодировка в данный момент используется в консоли нужно набрать там «chcp». А для того, чтобы поменять кодировку консоли, нужно набрать «chcp <номер кодовой таблицы>» например «chcp 1251». Продемонстрирую использование этой команды:

Замечание: если у Вас не находит команду javac, то заходим (для Windows 7) «Мой компьютер» - «Свойства» - «Дополнительные параметры системы» - «Переменные среды», находим «Системные переменные» и в переменную Path добавляем строку, куда установлена JDK, например «C:\Program Files\Java\jdk1.7.0_25\bin» - по умолчанию.

Последнее обновление: 27.10.2018

Наиболее простой способ ввзаимодействия с пользователем представляет консоль: мы можем выводить на консоль некоторую информацию или, наоборот, считывать с консоли некоторые данные. Для взаимодействия с консолью в Java применяется класс System , а его функциональность собственно обеспечивает консольный ввод и вывод.

Вывод на консоль

Для создания потока вывода в класс System определен объект out . В этом объекте определен метод println , который позволяет вывести на консоль некоторое значение с последующим переводом консоли на следующую строку. Например:

Public class Program { public static void main(String args) { System.out.println("Hello world!"); System.out.println("Bye world..."); } }

В метод println передается любое значение, как правило, строка, которое надо вывести на консоль. И в данном случае мы получим следующий вывод:

Hello world! Bye world...

При необходимости можно и не переводить курсор на следующую строку. В этом случае можно использовать метод System.out.print() , который аналогичен println за тем исключением, что не осуществляет перевода на следующую строку.

Public class Program { public static void main(String args) { System.out.print("Hello world!"); System.out.print("Bye world..."); } }

Консольный вывод данной программы:

Hello world!Bye world...

Но с помощью метода System.out.print также можно осуществить перевод каретки на следующую строку. Для этого надо использовать escape-последовательность \n :

System.out.print("Hello world \n");

Нередко необходимо подставлять в строку какие-нибудь данные. Например, у нас есть два числа, и мы хотим вывести их значения на экран. В этом случае мы можем, например, написать так:

Public class Program { public static void main(String args) { int x=5; int y=6; System.out.println("x=" + x + "; y=" + y); } }

Консольный вывод программы:

Но в Java есть также функция для форматированного вывода, унаследованная от языка С: System.out.printf() . С ее помощью мы можем переписать предыдущий пример следующим образом:

Int x=5; int y=6; System.out.printf("x=%d; y=%d \n", x, y);

В данном случае символы %d обозначают спецификатор, вместо которого подставляет один из аргументов. Спецификаторов и соответствующих им аргументов может быть множество. В данном случае у нас только два аргумента, поэтому вместо первого %d подставляет значение переменной x, а вместо второго - значение переменной y. Сама буква d означает, что данный спецификатор будет использоваться для вывода целочисленных значений.

Кроме спецификатора %d мы можем использовать еще ряд спецификаторов для других типов данных:

    %x : для вывода шестнадцатеричных чисел

    %f : для вывода чисел с плавающей точкой

    %e : для вывода чисел в экспоненциальной форме, например, 1.3e+01

    %c : для вывода одиночного символа

    %s : для вывода строковых значений

Например:

Public class Program { public static void main(String args) { String name = "Tom"; int age = 30; float height = 1.7f; System.out.printf("Name: %s Age: %d Height: %.2f \n", name, age, height); } }

При выводе чисел с плавающей точкой мы можем указать количество знаков после запятой, для этого используем спецификатор на %.2f , где.2 указывает, что после запятой будет два знака. В итоге мы получим следующий вывод:

Name: Tom Age: 30 Height: 1,70

Ввод с консоли

Для получения ввода с консоли в классе System определен объект in . Однако непосредственно через объект System.in не очень удобно работать, поэтому, как правило, используют класс Scanner , который, в свою очередь использует System.in . Например, напишем маленькую программу, которая осуществляет ввод чисел:

Import java.util.Scanner; public class Program { public static void main(String args) { Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.print("Input a number: "); int num = in.nextInt(); System.out.printf("Your number: %d \n", num); in.close(); } }

Так как класс Scanner находится в пакете java.util , то мы вначале его импортируем с помощью инструкции import java.util.Scanner .

Для создания самого объекта Scanner в его конструктор передается объект System.in . После этого мы можем получать вводимые значения. Например, в данном случае вначале выводим приглашение к вводу и затем получаем вводимое число в переменную num.

Чтобы получить введенное число, используется метод in.nextInt(); , который возвращает введенное с клавиатуры целочисленное значение.

Пример работы программы:

Input a number: 5 Your number: 5

Класс Scanner имеет еще ряд методов, которые позволяют получить введенные пользователем значения:

    next() : считывает введенную строку до первого пробела

    nextLine() : считывает всю введенную строку

    nextInt() : считывает введенное число int

    nextDouble() : считывает введенное число double

    nextBoolean() : считывает значение boolean

    nextByte() : считывает введенное число byte

    nextFloat() : считывает введенное число float

    nextShort() : считывает введенное число short

То есть для ввода значений каждого примитивного типа в классе Scanner определен свой метод.

Например, создадим программу для ввода информации о человеке:

Import java.util.Scanner; public class Program { public static void main(String args) { Scanner in = new Scanner(System.in); System.out.print("Input name: "); String name = in.nextLine(); System.out.print("Input age: "); int age = in.nextInt(); System.out.print("Input height: "); float height = in.nextFloat(); System.out.printf("Name: %s Age: %d Height: %.2f \n", name, age, height); in.close(); } }

Здесь последовательно вводятся данные типов String, int, float и потом все введенные данные вместе выводятся на консоль. Пример работы программы:

Input name: Tom Input age: 34 Input height: 1,7 Name: Tom Age: 34 Height: 1,70

Обратите внимание для ввода значения типа float (то же самое относится к типу double) применяется число "1,7", где разделителем является запятая, а не "1.7", где разделителем является точка. В данном случае все зависит от текущей языковой локализации системы. В моем случае русскоязычная локализация, соответственно вводить необходимо числа, где разделителем является запятая. То же самое касается многих других локализаций, например, немецкой, французской и т.д., где применяется запятая.

В этом уроке мы поговорим о формате вывода чисел в Java. Научимся выводить числа с заданной точностью.

Методы printf и format

Пакет java.io содержит класс PrintStream , который содержит эти два метода, эти методы можно использовать вместо print и println . Объект System.out , который вы уже использовали - это объект PrintStream , поэтому вы можете вызывать методы PrintStream используя System.out . Например: System. out. format (. . . . . ) ; Синтаксис методов одинаков: public PrintStream format (String format, Object. . . args) где format - это строка которая определяет шаблон, согласно которому будет происходить форматирование, args - это список переменных, для печати по заданному шаблону. Простой пример: System. out. format ("The value of " + "the float variable is " + "%f, while the value of the " + "integer variable is %d, " + "and the string is %s" , floatVar, intVar, stringVar) ; Строка format содержит обычный текст и специальные форматирующие символы. Эти символы начинаются со знака процента (%) и заканчиваются конвертером - символом, который определяет тип переменной для форматирования. Пример: int i = 461012 ; System. out. format ("The value of i is: %d%n" , i) ; Спецификатор %d определяет одну десятичную целую переменную. %n - переход на новую линию. Данный пример выведет: The value of i is: 461012 Пример Следующая таблица содержит некоторые флаги, которые используются в программе ниже.
Примеры использования этих конвертеров вы можете увидеть далее. Эта программа показывает различные варианты использования метода format. Вывод показан в комментариях.

Класс DecimalFormat

Вы можете использовать класс DecimalFormat для контроля вывода нулей в десятичных числах. Пример:
Данная программа выведет: 123456.789 ###, ###. ### 123 , 456.789 123456.789 ###. ## 123456.79 123.78 000000.000 000123.780 12345.67 $###, ###. ### $12 , 345.67 На этом всё! Ссылка на перво

Библиотека Swing включает богатый выбор стандартных диалоговых окон, существенно упрощающих и ускоряющих вывод простой информации типа сообщений о работе программы, ошибках и нестандартных ситуациях. Для вывода в графический интерфейс приложения разнообразной информации и выбора простых данных предназначен класс JOptionPane , работа с которым связана с вызовом одного из многочисленных статических методов, создающих и выводящих на экран модальное диалоговое окно стандартного вида. В диалоговых окнах JOptionPane можно выводить самую разнообразную информацию и, при необходимости, размещать в них дополнительные компоненты.

JOptionPane унаследован от базового класса JComponent библиотеки Swing, так что можно работать с ним напрямую, т.е. создавать экземпляры класса JOptionPane и настраивать их свойства. Использование стандартных диалоговых окон существенно упрощает разработку приложения и позволяет ускорить процесс освоения пользователем интерфейса.

Все стандартные диалоговые окна Swing имеют собственные UI-представители, отвечающие за интерфейс окна в используемом приложении. Это особенно важно для внешних видов окон, имитирующих известные платформы, пользователи которых не должны ощущать значительной разницы при переходе от «родных» приложений к Java-приложениям.

Класс JOptionPane

Интерфейс экземпляра класса JOptionPane имеет структуру, представленную на следующем рисунке. Иконка в интерфейсе может отсутствовать.

Основные диалоговые методы JOptionPane

Конструкторы окна сообщений showMessageDialog

// Простое диалоговое окно с заголовком «Message» public static void showMessageDialog(Component parent, Object message) throws HeadlessException // Диалоговое окно с заголовком и типом сообщения public static void showMessageDialog(Component parent, Object message, String title, int messageType) throws HeadlessException // Диалоговое окно с заголовком, типом сообщения и иконкой public static void showMessageDialog(Component parent, Object message, String title, int messageType, Icon icon) throws HeadlessException

Конструкторы окна подтверждения showConfirmDialog

// Простое диалоговое окно подтверждения с кнопками Yes, No, Cancel и // с заголовком «Select an Option» public static void showConfirmDialog(Component parent, Object message) throws HeadlessException // Окно подтверждения с заголовком и кнопками, определенными // опцией optionType public static void showConfirmDialog(Component parent, Object message, String title, int optionType) throws HeadlessException // Окно подтверждения с заголовком, кнопками, определенными // опцией optionType, и иконкой public static void showConfirmDialog(Component parent, Object message, String title, int optionType, Icon icon) throws HeadlessException

Конструкторы окна выбора showInputDialog

// Диалоговое окно с полем ввода public static void showInputDialog(Component parent, Object message) throws HeadlessException // Диалоговое окно с полем ввода, инициализируемое initialSelectionValue public static void showInputDialog(Component parent, Object message, Object initialSelectionValue) throws HeadlessException // Диалоговое окно с полем выбора из списка selectionValues public static void showInputDialog(Component parent, Object message, String title, int messageType, Icon icon, Object selectionValues, Object initialSelectionValue) throws HeadlessException

parent - родительское окно.

message - отображаемый в окне текст сообщения. В большинстве случаев это строка, но может быть использован массив строк String, компонент Component, иконка Icon, представленная меткой JLabel, объект Object, конвертируемый в строку методом toString().

title - заголовок окна.

messageType - тип диалогового окна:

  • INFORMATION_MESSAGE - стандартное диалоговое окно для вывода информации со значком соответствующего вида;
  • WARNING_MESSAGE - стандартное диалоговое окно для вывода предупреждающей информации со значком соответствующего вида;
  • QUESTION_MESSAGE - стандартное диалоговое окно для вывода информации. Как правило, не используется для информационных сообщений;
  • ERROR_MESSAGE - стандартное диалоговое окно для вывода информации об ошибке со значком соответствующего вида;
  • PLAIN_MESSAGE - стандартное диалоговое окно для вывода информации без значка.

optionType - опция определения кнопок управления:

  • DEFAULT_OPTION
  • YES_NO_OPTION
  • YES_NO_CANCEL_OPTION
  • OK_CANCEL_OPTION

selectionValues - список возможных значений. В диалоговом окне InputDialog список будет представлен в компоненте JComboBox или JList. Если selectionValues = null, то в окне будет определено поле JTextField, в которое пользователь может ввести любое значение.

initialSelectionValue - инициализируемое значение.

icon - отображаемая в диалоговом окне иконка.

Локализация кнопок JOptionPane

Кнопки управления, как правило, имеют заголовки «Yes», «No», «Cancel». Для локализации кнопок диалогового компонента JOptionPane можно использовать UIManager следующим образом:

UIManager.put("OptionPane.yesButtonText" , "Да"); UIManager.put("OptionPane.noButtonText" , "Нет"); UIManager.put("OptionPane.cancelButtonText", "Отмена"); UIManager.put("OptionPane.okButtonText" , "Готово");

Пример использования JOptionPane

Пример JOptionPaneTest.java включает использование всех типов диалоговых окон JOptionPane . В интерфейсе окна, представленном на следующем скриншоте, размещаются кнопки, по нажатию на которые формируются соответствующие диалоговые окна JOptionPane .


Листинг примера JOptionPane

// Пример использования диалоговых окон JOptionPane import javax.swing.*; import java.awt.event.*; public class JOptionPaneTest extends JFrame { private JPanel contents = null; private JButton btnMessage1 = null; private JButton btnMessage2 = null; private JButton btnMessage3 = null; private JButton btnConfirm1 = null; private JButton btnConfirm2 = null; private JButton btnConfirm3 = null; private JButton btnInput1 = null; private JButton btnInput2 = null; private JButton btnInput3 = null; private ImageIcon icon = null; private final String TITLE_message = "Окно сообщения"; private final String TITLE_confirm = "Окно подтверждения"; private String drink = {"Сок", "Минералка", "Лимонад" , "Пиво"}; public JOptionPaneTest() { super("Пример использования JOptionPane"); setDefaultCloseOperation(EXIT_ON_CLOSE); // Локализация кнопок UIManager.put("OptionPane.yesButtonText" , "Да"); UIManager.put("OptionPane.noButtonText" , "Нет"); UIManager.put("OptionPane.cancelButtonText", "Отмена"); contents = new JPanel(); // Иконка для отображения в окне сообщений icon = new ImageIcon("images/warning.png"); // Кнопка формирования окна по 2-м параметрам btnMessage1 = new JButton("MessageDialog 2"); // Кнопка формирования окна по 4-м параметрам btnMessage2 = new JButton("MessageDialog 4"); // Кнопка формирования окна по 5-и параметрам btnMessage3 = new JButton("MessageDialog 5"); // Кнопки вывода сообщений подтверждения btnConfirm1 = new JButton("ConfirmDialog 4+2"); btnConfirm2 = new JButton("ConfirmDialog 5"); btnConfirm3 = new JButton("ConfirmDialog 6"); btnInput1 = new JButton("InputDialog 2+3"); btnInput2 = new JButton("InputDialog 4"); btnInput3 = new JButton("InputDialog 7"); addMessageListeners(); addConfirmListeners(); addInputListeners (); // Размещение кнопок в интерфейсе contents.add(btnMessage1); contents.add(btnMessage2); contents.add(btnMessage3); contents.add(btnConfirm1); contents.add(btnConfirm2); contents.add(btnConfirm3); contents.add(btnInput1); contents.add(btnInput2); contents.add(btnInput3); setContentPane(contents); // Вывод окна на экран setSize(500, 140); setVisible(true); } }

В методах addMessageListeners() , addConfirmListeners() , addInputListeners() определяются слушатели, обрабатывающие нажатие соответствующих кнопок.

Окна вывода сообщений MessageDialog

Листинг процедуры создания слушателей, формирующие диалоговые окна вывода сообщений.

Private void addMessageListeners() { btnMessage1.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { JOptionPane.showMessageDialog(JOptionPaneTest.this, "

Текст

в виде разметки HTML"); } }); btnMessage2.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { JOptionPane.showMessageDialog(JOptionPaneTest.this, new String {"Сообщение в виде массива строк:", " - первая строка", " - вторая строка"}, TITLE_message, JOptionPane.ERROR_MESSAGE); } }); btnMessage3.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { // Включение в интерфейс иконки JOptionPane.showMessageDialog(JOptionPaneTest.this, "Использование изображения в окне сообщений", TITLE_message, JOptionPane.INFORMATION_MESSAGE, icon); } }); }

1. Интерфейс окна вывода сообщений по нажатию на кнопку btnMessage1 . Конструктор получает 2 параметра: родитель и текст сообщения. В заголовок подставляется значение «Message». Текст сообщения имеет HTML разметку.

2. Интерфейс окна вывода сообщений по нажатию на кнопку btnMessage2 . Конструктор получает 4 параметра: родитель, текст сообщения в виде массива строк, строку заголовка окна и тип сообщения.

3. Интерфейс окна вывода сообщений по нажатию на кнопку btnMessage2 . Конструктор получает 5 параметров: родитель, текст сообщения, строку заголовка окна, тип сообщения и иконку.

Диалоговые окна подтверждений ConfirmDialog

Листинг процедуры создания слушателей, формирующие диалоговые окна подтверждений.

Private void addConfirmListeners() { btnConfirm1.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { // Окно подтверждения c 4-мя параметрами int result = JOptionPane.showConfirmDialog(JOptionPaneTest.this, "Вам это нужно?", TITLE_confirm, JOptionPane.YES_NO_CANCEL_OPTION); // Окна подтверждения c 2-мя параметрами if (result == JOptionPane.YES_OPTION) JOptionPane.showConfirmDialog(JOptionPaneTest.this, "Вы не отказываетесь?"); else if (result == JOptionPane.NO_OPTION) JOptionPane.showConfirmDialog(JOptionPaneTest.this, "Вы отказались?"); } }); btnConfirm2.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { JOptionPane.showConfirmDialog(JOptionPaneTest.this, "Вы не отказываетесь?", TITLE_confirm, JOptionPane.YES_NO_OPTION, JOptionPane.WARNING_MESSAGE); }}); btnConfirm3.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { JOptionPane.showConfirmDialog(JOptionPaneTest.this, "Вам нравится значок?", TITLE_confirm, JOptionPane.YES_NO_OPTION, JOptionPane.ERROR_MESSAGE, icon); }}); }

1. Интерфейс окна подтверждения по нажатию на кнопку btnConfirm1 . Конструктор получает 4 параметра: родитель, текст сообщения, строка заголовка и опция кнопок управления

В зависимости от нажатой кнопки открываются следующее окно подтверждение (одно из окон на следующем скриншот), конструктор которого получает 2 параметра. Текст заголовка имеет значение по умолчанию «Select an Option».

2. Интерфейс окна подтверждения по нажатию на кнопку btnConfirm2 . Конструктор получает 5 параметров: родитель, текст сообщения, строка заголовка, опция кнопок управления и тип сообщения.

3. Интерфейс окна подтверждения по нажатию на кнопку btnConfirm3 . Конструктор получает 6 параметров: родитель, текст сообщения, строка заголовка, опция кнопок управления, тип сообщения и иконка.

Диалоговые окна выбора данных InputDialog

Листинг процедуры создания слушателей, формирующие диалоговые окна выбора

Private void addInputListeners() { btnInput1.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { // Диалоговое окно ввода данных: родитель, HTML сообщение String result = JOptionPane.showInputDialog(JOptionPaneTest.this, "

Добро пожаловать"); JOptionPane.showInputDialog(JOptionPaneTest.this, "Вы ответили", result); } }); btnInput2.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { // Диалоговое окно ввода данных: родитель, сообщение в виде // массива строк, тип диалогового окна (иконки) JOptionPane.showInputDialog(JOptionPaneTest.this, new String {"Неверно введен пароль!", "Повторите пароль:"}, "Авторизация", JOptionPane.WARNING_MESSAGE); } }); btnInput3.addActionListener(new ActionListener() { public void actionPerformed(ActionEvent e) { // Диалоговое окно ввода данных Object result = JOptionPane.showInputDialog(JOptionPaneTest.this, "Выберите любимый напиток:", "Выбор напитка", JOptionPane.QUESTION_MESSAGE, icon, drink, drink); // Диалоговое окно вывода сообщения JOptionPane.showMessageDialog(JOptionPaneTest.this, result); } }); }

1. Интерфейс окна ввода данных по нажатию на кнопку btnInput1 представлен на скриншоте слева. Конструктор получает 2 параметра: родитель и текст сообщения с разметкой HTML. После ввода значения и нажатия на одну из клавиш открывается окно, представленное на скриншоте справа.

2. На следующем скриншоте представлен интерфейс окна ввода данных, создаваемое конструктором, которому в качестве текста передается родитель, текстовое сообщение в виде массива строк, строка заголовка и тип диалогового окна (иконки).

3. Интерфейс окна ввода данных по нажатию на кнопку btnInput3 представлен на следующем скриншоте слева. Конструктор получает все возможные параметры: родитель, текстовое сообщение, строка заголовка, тип диалогового окна, иконка, массив строк и выделенное значение по умолчанию. В диалоговом окне возможные значения представлены в компоненте выпадающего списка. После выбора значения и нажатия на одну из клавиш открывается окно вывода сообщения, представленное на скриншоте справа.

Скачать примеры

Исходные коды примеров, рассмотренных на странице, можно (2.25 Кб).